На главную страницу

630087, г.Новосибирск,
проспект К. Маркса, 30, а/я 67
Адрес для направления корреспонденции:
630102, г. Новосибирск, а/я 26
тел.:(383)- 346-30-17
тел/факс:(383) - 315-36-47
E-mail: sibr@sibreg.ru
Website: www.sibreg.ru
Новости О компании Услуги Эмитенты Документы ЭДО Расчет собственных средств Публикации Обратная связь Обязательное раскрытие информации
На главную страницу Наши реквизиты Напишите нам Документы


Опубликовано с разрешения
редакции

 

Елена Булыгина

____

Фондовый рынок Сибирского региона имеет достаточно развитую инфраструктуру, и есть уверенность в том, что и дальше он будет развиваться довольно быстрыми темпами. На местном фондовом рынке появятся новые эмитенты, которые уже сегодня понимают необходимость выпуска собственных акций для привлечения средств, а следовательно - решения многих финансовых вопросов. И тогда еще более необходимыми станут регистраторские услуги, и работы у местных регистраторов прибавится. Но это только радует, поскольку доверяя свои реестры профессиональному регистратору, эмитент может быть всецело уверен в постоянной поддержке, помощи и понимании. А самое главное - в цивилизованной организации рынка его ценных бумаг.

 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЕГИСТРАТОР
удобно,выгодно,надежно


 

РЕГИОНАЛЬНОМУ РЕГИСТРАТОРУ ВЫЖИТЬ ТРУДНО, НО МОЖНО

РЕГИОНАЛЬНОМУ РЫНКУ НУЖЕН РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЕГИСТРАТОР

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕГИСТРАТОРА И ЭМИТЕНТА

ЗАКОН ДОЛЖЕН БЫТЬ ДЛЯ ВСЕХ ОДИН

ВЕСТИ РЕЕСТР САМОМУ - ДЛЯ ЭМИТЕНТА ДЕЛО ХЛОПОТНОЕ

 

РЕГИОНАЛЬНОМУ РЕГИСТРАТОРУ ВЫЖИТЬ ТРУДНО, НО МОЖНО

Программа укрупнения регистраторов, разработанная ФКЦБ и Профессиональной ассоциацией регистраторов, трансферт-агентов и депозитариев (ПАРТАД), направлена на обеспечение экономической самостоятельности и независимости регистратора; повышение ликвидности ценных бумаг (за счет снижения "риска регистратора"), учет прав собственности которых осуществляется конечным числом крупных регистраторов; развитие высоких технологий, соответствующих нормативным документам РФ и стандартам СРО; дополнительное обеспечение защиты прав инвесторов и акционеров; повышение качества обслуживания; снижение стоимости транзакции и услуг за ведение реестра за счет концентрации деятельности; большую "контролируемось" меньшего числа регистраторов; повышение доверия к российскому фондовому рынку со стороны инвесторов.

До начала лицензирования организаций, ведущих регистраторскую деятельность, в Новосибирске насчитывалось более двух десятков регистраторов. Сегодня в городе работают лишь три организации, имеющие лицензию ФКЦБ и осуществляющие деятельность по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг: "Сибирский Реестр", "Сибирская регистрационная компания" и "Реестр-А-Плюс". Конкуренция же на этом рынке остается достаточно высокой.

Требования, предъявляемые к регистраторам, достаточно жестки и в отношении количества лицевых счетов (не менее 100 тысяч), и в отношении минимального собственного капитала, который должен составлять не менее 250 млн. рублей (при этом не менее 50% должны составлять денежные средства, ГКО, ОФЗ и другие ликвидные государственные ценные бумаги). Более того, предполагается, что требования к регистраторам будут более строгими, к примеру по напичию лицевых счеюв (называются цифры от 250 тыс. до 500 тыс.). Поэтому региональным регистраторам приходитя искать различные пути выхода из этой ситуации. Однако как показал опыт лицензирования регистраторской деятельности, выжить удается сильнейшим, то есть - более опытным, более профессиональным. И в этой борьбе за жизнь любые средства были хороши.

РЕГИОНАЛЬНОМУ РЫНКУ НУЖЕН РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЕГИСТРАТОР

В настоящее время многие московские компании пытаются развить филиальную сеть в различных городах России. Так, в Новосибирске работает филиал московской компании "Иркол", открывают столичные компании филиалы и в других городах региона. В целом в Сибирском регионе осталось немногим более сорока местных регистраторов (некоторые области вообще таковых не имеют).

С учетом потребностей развития фондового рынка в Сибири в свете проводимой ФКЦБ политики укрупнения регистраторов очевидна необходимость создания крупного Межрегионального регистратора по Сибирскому региону.

Во-первых, это позволит избежать излишней централизации в Москве рынка регистраторских услуг, даст дополнительные возможности дпя развития регионального рынка ценных бумаг, и надежно защитит права и интересы эмитентов и акционеров Сибирского региона.

Во-вторых, региональный регистратор может помочь эмитентам в размещении ценных бумаг, и повышении инвестиционной привлекательности предприятий путем организации работы по перерегистрации прав собственности на различных фондовых площадках (центральных и региональных), через сеть филиалов, представительств и трансферт-агентов.

В-третьих, крупный региональный регистратор будет работать под контролем местных органов власти, региональной комиссии по ценным бумагзм. Наконец, обеспечивая максимальные гарантии законности перерегистрации прав собственности, регистратор может вести реестры именных ценных бумаг, выпускаемых региональными органами: именных облигаций, жилищных сертификатов и т. д.

В Новосибирске, кстати, есть опыт такой работы у Межрегионального специализированного регистратора "Сибирский Реестр", уже давно разработавшего программу разветвленной регистраторской сети. Его филиалы открыты в Барнауле, Кемерове, Славгороде, Междуреченске, Бийске, Абакане. Клиенты "Сибирского Реестра" имеют возможность обслуживаться путем так называемого "удаленного доступа к реестру". Широко разветвленная сеть этого регистратора в перспективе предполагает интеграцию фондового рынка региона с центром в Новосибирске.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕГИСТРАТОРА И ЭМИТЕНТА

В существующих условиях между регистратором и эмитентом складываются довольно-таки сложные отношения. По закону эмитент обязан передавать реестр специализированному регистратору, но делать этого не хочет, и порой даже видит в нем рэкетира, боясь потерять контроль. Стремление региональных эмитентов хранить реестры у себя связано также и с тем, что поскольку их ценные бумаги не являются "голубыми фишками", они не заинтресованы в повышении ликвидности ценных бумаг, в торговле ими на различных фондовых площадках, и принлечении инвестиций путем дополнительных выпусков акций или облигаций.

Поэтому в работе регистратора с эмитентами на первое место вьдвигаются требования конфиденциальности информации в реестре и обеспечения оперативного доступа к реестру уполномоченных лиц, уведомления эмтента о совершаемых крупных сделках, о движении акций по реестру. Таким образом, оказываются невостребованными возможности регистратора, интерес к высокопрофессионализму, непонимание экономической выгоды. На все это накладывается существующая проблема неплатежей. Порой в оплату услуг регистратора эмитент предлагает трубы, кирпичи, муку, сгущенку и т. д.

В результате - эмитенты стремятся уйти от передачи реестра регистратору. А регистратор вынужден заключать договора ниже реальной стоимости выполняемых работ, что ставит под угрозу качество обслуживания, не позволяет внедрять высокие технологии в работе с реестрами.

ЗАКОН ДОЛЖЕН БЫТЬ ДЛЯ ВСЕХ ОДИН

В Новосибирске, да и в других городах региона, достаточно большое количество неплатежеспособных предприятий. Они не могут даже заплатить налоги, работая с убытками. Госналогслужба же обязывает всех без исключения эмитентов оплачивать услуги регистратора из чистой прибыли, и резонным становится вопрос: из чего платить убыточным предприятиям? Акционеры у них есгь, то есть реестры должны вестись, но средств-то нет. И это является поводом для эмитента не передавать реестр регистратору, как положено по закону, и, таким образом, ставит под угрозу вопрос защиты прав акционеров.

Некоторые эмитенты ведут сами реестры и просто из-за боязни потерять контроль, и никаких средств обязать их работать со специализированным регистратором нет. С точки зрения юридической они поступают незаконно. С другой стороны, те регистраторы, которые не получили лицензий, не смогли набрать нужного количества лицевых счетов, оказались под ударом даже уголовной ответственности. На ряд регистраторов уже заведены уголовные дела. Таким образом, вполне резонно было бы уравнять ответственность регистраторов и эмитентов перед законом, и в перечень лиц, ведущих незаконно реестры, внести и эмитентов.

ВЕСТИ РЕЕСТР САМОМУ - ДЛЯ ЭМИТЕНТА ДЕЛО ХЛОПОТНОЕ

Юристам, работающим на предприятиях (каковых, кстати, обычно дефицит), достаточно сложно воспринимать законодательство, регулирующее фондовый рынок, поскольку они в большинстве своем работают в области товарного производства, где своих проблем хватает, а тут нужно влезать еще и в дебри непонятного для них фондового рынка. Поэтому вероятность ошибки остаетя достаточно высокой. Для профессионалов же (имеется в виду - профессиональных регистраторов) это нормальная система, обычная среда, в которой они работают.

Любой регистратор предлагает широкий спектр услуг и способен оградить клиента от излишних и ненужных хлопот. Основные услуги - ведение и хранение реестров, перерегистрация прав собственности по документу. Кроме того, предлагаются и дополнительные услуги: начиная от консультационных и заканчивая организационно-техническими (к примеру, по проведению собраний акционеров и выплате дивидендов), а также размещению дополнительных выпусков акций.

У новосибирских организаций, предлагающих регистраторские услуги, сложились практически одинаковые расценки - 1% от минимальной заработной платы за ведение одного лицевого счета. При большом количестве акционеров (более десяти тысяч) расценки, соответственно, могут быть снижены до 0,5-0,7% от минимальной заработной платы в зависимости от договоренности с эмитентом. Кстати, эти цены примерно в два раза ниже, чем в Европейской части страны.

Нужно отметить, что возможности и квалилификация региональных регистраторов пока еще далеки от московских. И чем дальше в глубь страны, тем дела у регистраторов хуже. Однако в отличие от других региональных регистраторов, новосибирские имеют гораздо более высокие преимущества и в программном обеспечении, и в системах связи, и в кадровом составе.

 
На главную
© Все права принадлежат АО «Сибирский реестр»
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru ИНФИ