На главную страницу

630087, г.Новосибирск,
проспект К. Маркса, 30, а/я 67
Адрес для направления корреспонденции:
630102, г. Новосибирск, а/я 26
тел.:(383)- 346-30-17
тел/факс:(383) - 315-36-47
E-mail: sibr@sibreg.ru
Website: www.sibreg.ru
Новости О компании Услуги Эмитенты Документы ЭДО Расчет собственных средств Публикации Обратная связь Обязательное раскрытие информации
На главную страницу Наши реквизиты Напишите нам Документы

Доклад на Международной научно-практической конференции “Новосибирск на рубеже XXI века. Перспективы развития и инвестиционные возможности”

Казакова И.В.

генеральный директор ОАО “Межрегиональный специализированный финансово-промышленный регистратор “Сибирский Реестр”

“Роль региональных регистраторов в процессе привлечения инвестиций в региональную экономику”

Одним из важных вопросов развития промышленности региона является привлечение в экономику инвестиций. Для этого важно наличие устойчивого развитого регионального рынка ценных бумаг, посредством которого можно привлечь в региональную экономику неспекулятивные отечественные и иностранные капиталы. Большинство крупных промышленных предприятий, определяющих развитие экономики области – это акционерные общества. И вопросы привлечения инвестиций в данном случае тесно сопрягаются с такими вопросами, как контроль за собственностью, защита прав акционеров и инвесторов, привлечение ресурсов через дополнительные выпуски акций, через залоговые операции, повышение ликвидности собственных акций. И очень часто первый вопрос, который задает инвестор, работая с предприятием, это кто у Вас ведет реестр акционеров?

Важность и роль нормальной работы учетной системы, к которой в первую очередь относятся специализированные регистраторы, нельзя переоценить. Регистраторская деятельность создает защищенность фондового рынка, предоставляет участникам фондового рынка нормальные условия для инвестирования, обеспечивает защиту прав владельцев ценных бумаг, интересов области и государства как собственника и акционера.

Рассмотрим роль регистратора на региональном фондовом рынке.

  1. Это необходимость обслуживания акционерного капитала. Региональные регистраторы работают в тесном сотрудничестве с руководящими органами Эмитента. Имея полную информацию базу по состоянию реестра акционеров и по всем проводимым операциям в реестре, регистратор оперативно сообщает Эмитенту обо всех событиях, происходящих в реестре и затрагивающих интересы Эмитента, в том числе о движении акций по счетам, о начале скупки акций, об изменении структуры капитала. Регистратор предоставляет необходимые сведения для составления ежеквартальной отчетности Эмитента, готовит аналитические материалы о состоянии реестра и распределении собственности в акционерном обществе, что особенно важно перед проведением собрания. Регистраторы берут на себя подготовку в проведении собрания акционеров: составление списка акционеров, рассылка уведомлений, функции счетной комиссии на собрании. В случае выплаты обществом дивидендов регистратор составляет дивидендные ведомости с учетом налогообложения, организует выплату дивидендов через кассу или перечислением на счета, предоставляет необходимую отчетность в налоговые органы.

  2. Важный вопрос для Эмитента – это обеспечение сохранности и конфиденциальности информации из реестра. Это достигается специальными мерами, к которым относятся обеспечение защиты и безопасности информации, хранимой в базах данных, на аппаратном уровне, с помощью систем шифрования информации, организация многоуровневой системы паролей для доступа к реестру, обязательная сертификация программного обеспечения, используемого для ведения реестра, отслеживание операций и контроль за работой операторов. Регистратор разрабатывает специальные документы – положение о внутреннем контроле, о служебной тайне, эти документы утверждаются ФКЦБ РФ. Выдача информации из реестра производится строго только уполномоченному в соответствии с законодательством лицу на основании письменного запроса. Обо всех запросах к реестру со стороны гос.органов регистратор обязательно уведомляет эмитента. Работа строго в соответствии с законодательством, Правилами ведения реестра, на основании развитых технологий, наличие юридической службы дает гарантию соблюдения всех юридических норм акционерного права. Таким образом, четкая профессиональная работа регистратора – это гарантия обеспечения прав акционеров, собственников предприятия, инвесторов, вкладывающих деньги в предприятие.

  3. Дополнительную гарантию инвесторам дает наличие у регистратора договора страхования риска. Так, например, “Сибирский реестр” имеет договор с крупнейшей страховой организацией “Ингосстрах”. Такой договор страхования гражданской и профессиональной ответственности регистратора заключается в пользу третьих лиц.

  4. Ведение реестров у региональных регистраторов дает эмитентам дополнительные возможности для привлечения инвестиций. Региональные регистраторы могут оказать эмитентам большую помощь и в организации и размещении дополнительных выпусков акций, в организации обращения акций на центральных московских и региональных фондовых рынках. Так, Сибирский Реестр имеет трансфер-агентские договора с крупными операторами на центральных московских площадках, банками. Перерегистрация прав собственности по электронным каналам связи проходит практически лень в день. Специальная система электронной подписи и шифрование информации обеспечивает надежность передачи информации и быстроту, что обеспечивает повышение ликвидности и рост стоимости ценных бумаг эмитента. Наличие у регистратора разветвленной филиальной сети в регионе позволяет обеспечить единое широкое обращение ценных бумаг эмитента на региональных фондовых рынках Так Сибирский реестр имеет филиалы в Барнауле, Бийске, в Иркутской области, в Дальневосточной крае и т.д.

  5. Регистратор может оказать помощь эмитенту и в противодействии агрессивной скупке акций, ведущей к поглощению предприятия. Во-первых, это немедленное уведомление эмитента о начале такой скупки, строгое выдерживание сроков проведения операций, проведение операций только при наличии анкеты, подписанной лично акционером или нотариально заверенной, в соответствии с законодательными нормами, и постоянное оперативное уведомление эмитента обо всех проводимых операциях и предоставляемых документах.

  6. Ведение реестров региональных эмитентов региональными регистраторами экономически выгодно эмитентам и инвесторам. На сегодняшний момент, по данным СМИ, стоимость услуг местных регистраторов примерно вдвое ниже, чем стоимость аналогичных услуг московских регистраторов. Простое перетаскивание реестров в Москву приводит к значительному удорожанию транзакций, затрудняет доступ акционеров и Эмитента к реестру. Кроме того, региональные регистраторы обеспечивают ведение реестров тех предприятий и организаций, акции которых на данный момент не являются ликвидными или которые не имеют достаточных средств для передачи реестра специализированному регистратору, в том числе региональные регистратору ведут реестры предприятий, находящихся в предбанкротном или банкротном состоянии практически без оплаты.

  7. Наконец, региональные регистраторы могут обеспечить интересы государства как собственника и работают в тесном взаимодействии с местными органами власти. Постоянная совместная работа с государственными ведомствами, направленную на обеспечение экономических и правовых инициатив с их стороны должна обеспечить поворот государства к политике поддержки инвестиций и фондового рынка, к реальной финансовой и денежной политике экономического роста. В том числе должен быть сделан больший акцент на строительство региональных рынков и развитие региональных систем регулирования рынков ценных бумаг, на создание условий для экономического роста в регионе, на строительство устойчивых рынков ценных бумаг, на которых могли бы финансироваться региональные инвестиции, выводу региональных эмитентов на рынок ценных бумаг под инвестиционные проекты. Необходимо снижение уровня концентрации рынка ценных бумаг в Москве.

Поддержка и развитие крупных региональных регистраторов региона является объективной необходимостью для развития единого регионального фондового рынка и отвечает насущным интересам предприятий и компаний Сибирского региона – Эмитентов ценных бумаг, а также региональных органов власти.

Перспектива развития региональных фондовых рынков тесно связана с развитием, оживлением экономики региона. Развитие регистраторской деятельности идет по пути постоянного развития технологий, создания единой инфраструктуры фондового рынка, внедрения технологий удаленного доступа к реестру. Происходит также расширение комплекса услуг, предоставляемых регистраторами. Регистраторы предоставляют консалтинговые и юридические услуги по всем вопросам корпоративного права, в том числе осуществляют подготовку для эмитентов проспектов эмиссии, отчетности и т.д., способствуют привлечению инвестиций. Регистраторы проводят аудит состояния реестра на предприятиях, где Эмитент самостоятельно осуществляет ведение реестра, предоставляют сертифицированное программное обеспечение, обучают специалистов Эмитента.

Теперь я бы хотела остановиться на проблемах развития регионального фондового рынка и его учетной инфраструктуры.

Региональный фондовый рынок на сегодняшний момент характеризуется низкой ликвидностью акций большинства предприятий; для него характерны острые проблемы передела собственности: агрессивная скупка с одной стороны – стремление любой ценой сохранить контроль с другой стороны, что часто приводит к нарушениям законодательства с обоих сторон в случае, если эмитент ведет реестр самостоятельно. Повсеместно низкая грамотность специалистов эмитента в вопросах выпуска и обращения ценных бумаг, ведения реестров. Это показывают также и проверки региональных отделений ФКЦБ, проводимые у Эмитентов, самостоятельно ведущих реестр акционеров. Весьма полезным было бы внести поправки к закону об “Акционерных обществах”, в котором обязать передавать реестры специализированным регистраторам в случае, когда акционеров более 50-100. В любом случае при ведении реестров Эмитентами самостоятельно, у них должно быть сертифицированное программное обеспечение и наличие аттестатов у специалистов. Необходимо также разрешить Эмитентам с любым количеством акционеров передавать функции счетной комиссии на собрании акционеров специализированному регистратору, в случае наличия такого договора.

Отрицательное влияние на региональный фондовый рынок оказывает сверхконцентрация финансового рынка и рынка ценных бумаг в Москве. В октябре 1997 года в Москве было сосредоточено 42% денежных средств коммерческих организаций, 54% банковских кредитов, больше 90% вложений в государственные ценные бумаги, долее 80% вексельного оборота, более 90% оборотов РТС, примерно 40% коммерческих банков. В октябре 1998 года по данным Банка России, остатки денежных средств коммерческих банков Московского региона на корреспондентских счетах в Банке России составляли более 50% средств на корреспондентских счетах в целом по стране.

В результате осуществления программы укрупнения регистраторов и концентрации регистраторов и реестров в Москве на сегодняшний день в огромном регионе от Урала до Дальнего Востока осталось менее 40 регистраторов. Дальнейшие тенденции по сокращению числа регистраторов могут негативно сказаться на восстановлении и развитии региональных фондовых рынков, привести к ущемлению прав и интересов акционеров и Эмитентов. Процесс укрупнения регистраторов не может идти до бесконечности – когда останутся на всю страну один-два московских регистратора. Россия – не какой-нибудь Люксембург. В каждом крупном городе, регионе должно быть несколько регистраторов, не должно быть монополизма, с одной стороны, и нельзя допускать нездоровой, чрезмерной конкуренции, когда регистраторы съедают друг друга. Политика укрупнения регистраторов, тем более административными методами – через ужесточение условий лицензирования – обязательно должна учитывать региональную специфику.

Нельзя заменять регионального регистратора, самостоятельное юридическое лицо, несущее всю полноту ответственности за свою деятельность, имеющее лицензию, нацеленное в перспективе на дельнейшее развитие, на филиал Московского регистратора.

Совершенно нелогично перетаскивать реестры в Москву, когда акции большинства местных эмитентов имеют хождение только на региональном рынке, или вовсе неликвидны. Вывод реестров акционеров ключевых, наиболее прибыльных и перспективных предприятий различными путями в Москву приводит:

  • К ослаблению позиций региональных рынков и экономических позиций регионов в целом.

  • К Вытеснению с фондового рынка региональных финансовых и инвестиционных компаний, способных в принципе обеспечить инвестиции в экономику регионов, в том числе путем привлечения средств организаций и населения.

  • К увеличению сроков обслуживания, затруднениям в осуществлении своих прав мелкими и крупными инвесторами, самими эмитентами и администрациями регионов, увеличению стоимости услуг, а в целом к заметному ухудшению качества обслуживания всех категорий клиентов.

  • Заметным снижением налогооблагаемой базы регионов как из-за оттока средств предприятий, так и вследствие уменьшения оборотов субъектов фондового рынка.

  • Ведение реестров малых акционерных обществ и предприятий, которые пока не обозначились как перспективные, повсеместно остается прерогативой региональных регистраторов.

Администрациям субъектов Федерации необходимо проводить протекционистскую политику в отношении регионального рынка ценных бумаг как одного из определяющих экономическое состояние субъектов Федерации, а также вы отношении субъектов рынка ценных бумаг регионов МАСС.

Реестры имеют большое значение для предприятий эмитентов ценных бумаг как сохранение стабильности устойчивости собственности, соблюдения интересов собственников, управляемости акционерным капиталом органами управления предприятия. Место расположения реестра предприятия и его ведения должно находиться в пределах региона нахождения данного предприятия.

Необходимо преодолевать тенденции решения вопросов о передаче реестров специализированному регистратору административными методами, через отраслевые министерства в Москве. Возникает вопрос, с какой целью отраслевые министерства создают свои регистраторы? Одно дело, помочь тем предприятиям, которые не определились с выбором регистратора, или не имеют возможности оплачивать услуги регистратора в силу тяжелого финансового положения. И совсем другое дело – когда причина заключается в том, что министерства через своего регистратора пытаются получить дополнительный рычаг влияния на акционерные предприятия, и пытаются в приказном порядке перетащить реестры из региона в Москву. Необходимо выйти с законодательной инициативой о внесении изменений и дополнений в закон “Об акционерных обществах” о том, что решение о заключении договора с регистратором должно приниматься на Общем собрании акционеров или заседании Совета директоров.

При наличии такой огромной территории и сегодняшнем уровне развития средств связи чрезмерная концентрация фондового рынка в столице (и соответственно, рынка регистраторских услуг) может практически парализовать всю систему управления региональной экономикой или, как минимум, замедлит выход промышленности из кризиса, особенно если учесть сложившийся баланс интересов центра и регионов.

Доверие потенциальных инвесторов к рынку ценных бумаг – очень важный вопрос. Необходимо обеспечить эффективность регионального рынка ценных бумаг как необходимого сектора сегодняшней экономики субъектов Федерации, создания и укрепления доверия инвесторов к проводимой субъектами Федерации инвестиционной политике.

В целях сохранения и развития регистраторского бизнеса, региональных фондовых рынков, совместного решения общих проблем в мае 1999 года был создан Сибирский Клуб Регистраторов Основные направления работы Клуба:

  • Разработка и проведение единой региональной политики по жизненно важным вопросам.

  • Выход с законодательными инициативами по внесению изменений в закон “Об акционерных обществах” и “О рынке ценных бумаг”.

  • Взаимодействие с ФКЦБ и СРО ПАРТАД в плане разработки и осуществления политику поддержки и развития региональных регистраторов.

  • Обеспечение возможности реального участия региональных членов СРО ПАРТАД в руководящих органах ПАРТАД путем предоставления квот в составе этих органов в соответствии с территориально-зональным делением.

  • Взаимодействие регистраторов в плане соблюдения этика взаимоотношений в условиях острой конкуренции, противодействие недобросовестной конкуренции, создания системы совместной проработки юридических вопросов деятельности регистраторов, оперативный обмен опытом в разрешении проблем и юридических коллизий. Необходима консолидация усилий региональных регистраторов по развитию инфраструктуры региональных фондовых рынков, развитию технологий регистраторской деятельности в соответствии с международными требованиями к учетной системе, обеспечивающих надежную защиту прав и доверие инвесторов на основе единых стандартов работы.

  • Взаимодействие с местными гос.органами. Сибирский Клуб Регистраторов направил в Межрегиональную Ассоциацию “Сибирское Соглашение” Обращение, в котором подчеркивается необходимость консолидации всех структур, действующих в экономике регионов, и региональных органов управления для развития экономики Сибири и предлагаются колнкретные меры такого взаимодействия.

Таким образом, Развитие и интеграция экономики Сибири обусловливают необходимость нормального функционирования регионального фондового рынка, в основе которого лежит единая инфраструктура рынка ценных бумаг, не распадающаяся на отдельные областные составляющие. Важной частью инфраструктуры является регистраторская деятельность, которая создает защищенность фондового рынка, предоставляет участникам фондового рынка нормальные условия для инвестирования, обеспечивает защиту прав владельцев ценных бумаг, интересов области и государства как собственника и акционера.

Поддержка и развитие крупных региональных регистраторов региона является объективной необходимостью для развития единого регионального фондового рынка и отвечает насущным интересам предприятий и компаний Сибирского региона – Эмитентов ценных бумаг, а также региональных органов власти.

 
На главную
© Все права принадлежат АО «Сибирский реестр»
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru ИНФИ