На главную страницу

630087, г.Новосибирск,
проспект К. Маркса, 30, а/я 67
Адрес для направления корреспонденции:
630102, г. Новосибирск, а/я 26
тел.:(383)- 346-30-17
тел/факс:(383) - 315-36-47
E-mail: sibr@sibreg.ru
Website: www.sibreg.ru
Новости О компании Услуги Эмитенты Документы ЭДО Расчет собственных средств Публикации Обратная связь Обязательное раскрытие информации
На главную страницу Наши реквизиты Напишите нам Документы

Программа кандидата на должность Президента СРО ПАРТАД

Генеральный директор ОАО “Сибирский Реестр”
Казакова Ирина Васильевна

В своем выступлении я хочу кратко изложить свою позицию по четырем вопросам:

  1. Оценка текущего состояния и перспектив развития рынка ценных бумаг и его учетной системы.

  2. Роль саморегулирования на РЦБ.

  3. Какие ближайшие задачи нужно решать ПАРТАД и как сделать работу Ассоциации более эффективной.

  4. Почему я баллотируюсь на должность Президента.

По первому вопросу о состоянии и перспективах рынка ценных бумаг нужно подчеркнуть следующие моменты.

  1. Дальнейшее развитие фондового рынка определяется необходимостью найти, создать эффективные механизмы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, обеспечить надежные гарантии соблюдения прав собственности инвесторам и выработать цивилизованные методы смены собственников.

  2. Необходимо сместить акценты в подходах к фондовому рынку: вместо ожидания денег от иностранных инвесторов необходим больший поворот к отечественным инвесторам, в том числе к населению.

  3. На данный момент создана жизнеспособная инфраструктура РЦБ, разрушать которую непродуманными революционными средствами не имеет смысла. Данная структура рынка регистраторских услуг близка к оптимальной. Сейчас в целом вся Россия покрыта сетью регистраторов, в большинстве регионов, в крупных городах имеются несколько регистраторов, конкуренция между ними не дает возможности необоснованно завышать цены на услуги, предоставляемые эмитентам и акционерам, и акционеры имеют доступ к реестру в регионе их проживания. Укрупнение регистраторов может осуществляться только на добровольной основе, административные же методы типа ужесточения требований к собственному капиталу и другие, ни к чему хорошему не приведут. Повышение требований к регистраторам приведет к подрыву инфраструктуры рынка ценных бумаг, к излишней централизации и монополизации рынка регистраторских услуг, а это, как известно, никогда не приводило к снижению стоимости услуг, предлагаемых монополистами. Таким образом, для привлечения инвестиций, в том числе от населения, инфраструктура должна быть дешева и легкодоступна.

  4. Региональные фондовые рынки являются важной составляющей фондового рынка. И на сегодняшний день региональные фондовые рынки развиты намного слабее центральных. Региональный фондовый рынок на сегодняшний момент характеризуется низкой ликвидностью акций большинства предприятий; для него характерны острые проблемы передела собственности: агрессивная скупка акций, с одной стороны, и стремление любой ценой сохранить контроль над предприятием, с другой стороны. Это часто приводит к нарушениям законодательства с обоих сторон в случае, если эмитент ведет реестр самостоятельно. На сегодняшний день инфраструктура рынка ценных бумаг в огромном регионе от Урала до Дальнего Востока представлена менее чем 40 регистраторами. В результате осуществления программы укрупнения регистраторов в некоторых областях и субъектах Федерации не осталось ни одного регистратора. Дальнейшие тенденции по сокращению числа регистраторов могут негативно сказаться на развитии региональных фондовых рынков, привести к ущемлению прав и интересов акционеров и эмитентов.

  5. На мой взгляд, замена регионального регистратора, самостоятельного юридического лица, несущего всю полноту ответственности за свою деятельность, имеющего лицензию, нацеленного в перспективе на дельнейшее развитие, на филиал регистратора имеет ряд существенных недостатков, поэтому нельзя считать тенденцию сокращения числа регистраторов и развитие за счет потери самостоятельности регистраторов филиальной сети всецело положительной.

  6. Один из важных участников рынка ценных бумаг – это эмитенты ценных бумаг. Для эмитентов необходима система аттестации и квалификации сотрудников, работающих с ценными бумагами и отвечающих за соответствие корпоративных действий законодательству. Для устранения зависимости регистраторов от эмитентов и давления на регистраторов со стороны эмитентов необходимо ужесточение требований не только к регистраторам, но и к эмитентам. И даже к эмитентам больше. Необходим более строгий контроль за деятельностью эмитентов, за соблюдением законодательства.

  7. В связи с этим необходимо отметить, что, на мой взгляд, в ближайшее время существенно может измениться роль регистраторов на фондовом рынке, регистраторский и депозитарный бизнес будут более специализированными, каждый займет свою нишу на рынке ценных бумаг. Функции депозитариев лежат в сфере обслуживания торговых операций с ценными бумагами, а перспективы развития регистраторов лежат в расширении комплекса услуг. Регистраторы должны стать настоящими специалистами в области корпоративного права, консультантами эмитента и его контролерами. Сейчас эта ниша контроля за соблюдением корпоративного права незаполнена, и хотим мы этого или нет, но регистраторский бизнес будет востребован, только если он будет способен выполнять эту функцию. Вопросы корпоративного управления стоят сейчас очень остро и в законодательном плане, и в плане практического управления компаниями, и эти вопросы тесно связаны с защитой прав инвесторов. Здесь нужна очень большая работа по разработке и предложению законодательных норм. Потому что контроль со стороны регистраторов должен быть строго регламентирован и не допускать различных толкований. Толковать законодательство могут только судебные органы, а регистраторы не имеют возможности нести в связи с этим убытки.

  8. Еще одна важная функция регистраторов – это раскрытие информации об эмитентах. Здесь нужно проработать вопросы обязательности предоставления эмитентами информации регистраторам, расширить круг информации, которые регистраторы обязаны предоставлять акционерам, а также публичную информацию, предоставляемую всем заинтересованным лицам. Сейчас вопрос о раскрытии регистраторами даже публичной информации заинтересованным лицам никак не прописан законодательно, и непонятно, имеет ли право регистратор ее предоставлять, или это дело только эмитента.

  9. Важный вопрос развития учетной системы – внедрение передовых технологий, развитие электронного документооборота, разработка единых стандартов. Между тем, необходимо подчеркнуть, что единство стандартов в обслуживании клиентов не подразумевает, что все регистраторы будут работать по одной и той же внутренней технологии. Разнообразие условий регистраторской и депозитарной деятельности, обслуживаемых клиентов, региональных особенностей, торговых площадок должны отразиться в разнообразии методик работы, в их конкуренции, отборе лучших решений.

  10. По-моему, просто необходимо создание трансфер-агентской сети регистраторов, чтобы каждый акционер в любом городе мог иметь быструю и надежную связь с любым реестром. И это нетрудно сделать. Нужно силами ПАРТАД разработать единые правила и стандарты взаимодействия регистратора и трансфер-агента и типовые договора. Тогда регистраторы смогут заключать между собой двусторонние договора, создавать собственное или покупать у компаний-разработчиков программное обеспечение в соответствии со стандартами. Я считаю, что рынок регистраторских услуг просто обязан предоставлять клиентам такой сервис, тем более что затраты на его внедрение невелики, и это никак не противоречит развитию таких систем как ТАЦ, депозитарные системы.

Теперь перейдем к следующему вопросу – о роли саморегулирования.

  1. Роль СРО заключается в соответствии с Указом Президента РФ №1008 от 01.07.96 в реализации принципа минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования, который означает, что государство регулирует деятельность субъектов рынка лишь в тех случаях, когда это абсолютно необходимо, и делегирует часть своих нормотворческих и контрольных функций профессиональным операторам рынка ценных бумаг, организованным в саморегулируемые организации.

  2. Эффективное саморегулирование на рынке ценных бумаг необходимо. Его основная роль – регулирование функционирования, развития рынка ценных бумаг со стороны профессионального сообщества, разработка концепций и стандартов, общих подходов, оперативное решение возникающих болезненных вопросов, внедрение стандартов профессиональной деятельности путем обучения специалистов, контроля за исполнением стандартов членами СРО, разрешение возникающих конфликтов между участниками, управление рисками, поддержка ликвидности и стабильности рынка.

  3. Необходима совместная работа всех элементов рынка ценных бумаг по строительству этого рынка. То есть сейчас преобладает тенденция к специализации на основе исключительного вида деятельности, и не только в плане проф. участников, но и на уровне СРО и на уровне ФКЦБ (отдельные отрасли управления, отделы, слабо взаимодействующие друг с другом), которая способствует разобщенности участников фондового рынка, появлению противоречащих друг другу корпоративных интересов, зачастую не направленных на создание надежного стабильного рынка, не решаются задачи, находящиеся на стыке интересов и областей действия отдельных элементов фондового рынка, нет надежной защиты интересов акционеров. Необходимо улучшить взаимодействие между СРО, ФКЦБ, другими гос.органами в целях решения общих вопросов РЦБ, в том числе вопросов построения работы таким образом, чтобы свести возможность мошенничества на фондовом рынке к минимуму.

  4. В вопросе деятельности СРО необходимо подчеркнуть ориентацию деятельности СРО на защиту интересов членов СРО, на предоставление помощи в деятельности инфраструктурных организаций. Вопрос единственности СРО и обязательности членства в СРО с неизбежностью приведет к превращению СРО из ассоциации участников в придаток государственного органа. Я считаю, что членство в СРО может быть добровольным. Стимул для проф.участников вступать в СРО заключается в повышении собственного рейтинга, повышении конкурентоспособности, возможности совместного решения проблем, развития технологий и стандартов, возможности участия в разработке стандартов. Для организаций, не состоящих в СРО, обязательность выполнения уже опробованных и хорошо зарекомендовавших себя стандартов может вводиться Постановлениями ФКЦБ. На мой взгляд, возможна и множественность СРО по одному и тому же виду деятельности. Это приведет к конкуренции методик и стандартов, к лучшему учету специфики различных рынков. Но, я думаю, все же такая ситуация создания нескольких СРО по одному виду деятельности на данном этапе маловероятна, так как это потребует значительно больших усилий, затрат со стороны профессионального сообщества на разработку стандартов деятельности, потребуется больше усилий на координацию деятельности нескольких СРО, так как рынок ценных бумаг может функционировать только как единый по всей стране. Сейчас наш рынок ценных бумаг не может этого себе позволить. Более эффективна, на мой взгляд, организация работы в рамках единой СРО различных региональных групп участников типа УАРТАД, Сибирского Клуба Регистраторов, работа и финансирование региональных групп через региональные представительства, обобщение, стандартизация и внедрение результатов разработок в рамках всей СРО, отработка заочных форм обсуждения технологий, концепций, стандартов.

  5. Проблемы допуска на рынок профессиональных участников решаются по пути упрощения и формализации процедуры лицензирования регистраторов и депозитариев. В любом случае, оставит ли ФКЦБ эту функцию за СРО или будет сама лицензировать членов ПАРТАД, я думаю, что функция экспертизы (добровольной или обязательной) документов останется за СРО.

Перейдем к третьему вопросу - какие ближайшие задачи нужно решать ПАРТАД и как сделать работу Ассоциации более эффективной.

  1. Во-первых, я хотела бы подчеркнуть, что считаю роль ПАРТАД в деятельности инфраструктурных организаций очень большой и необходимой для нормального функционирования рынка ценных бумаг. Наша цель – повышение эффективности саморегулирования. Вместе с тем, я считаю, что все же существует перекос в деятельности ПАРТАД в сторону решения вопросов лицензирования, контроля за деятельностью участников, инспекционных проверок и дисциплинарного производства в ущерб таким направлениям деятельности, как защита интересов членов ассоциации, разработка стандартов деятельности, обучение специалистов. Поэтому необходимо усилить данные направления.

  2. Защита интересов участников заключается в следующем:

  • Отстаивание интересов членов Ассоциации перед государственными органами;

  • Согласование интересов эмитентов, учетной и торговой системы.

  • Согласование интересов центрального и региональных рынков ценных бумаг.

  • Юридическая и судебная защита членов Ассоциации.

  1. Что касается разработки стандартов, типовых правил и рекомендаций, то это сейчас осуществляется силами комитетов, которые работают на общественных началах, существует проблема написания текстов, а потом возникает проблемы их экспертизы и согласования между комитетами. В результате разработка стандартов затягивается. Я считаю, что необходимо при разработке стандартов выделять средства и привлекать штатных сотрудников ПАРТАД, экспертов, а роль комитетов должна заключаться в экспертизе и согласовании подготовленных документов, выработке концепций и подходов. Кроме того, должна быть выработана четкая процедура проектирования и разработки документов в соответствии с запланированными сроками и процедура экспертизы и согласования не только с комитетами, но и с широким кругом членов Ассоциации.

  2. Также нужно обратить внимание на такую функцию СРО как обучение специалистов, обмен опытом участниками СРО. В этом плане необходимо усилить оперативность разработки методических рекомендаций, регулярно осуществлять публикацию ответов на запросы членов СРО, чаще проводить обучающие семинары и конференции по обмену опытом, в том числе в регионах, в том числе с инвесторами, эмитентами, брокерами, представителями гос.органов и т.д. Инспекционные проверки членов СРО должны нести скорее не контролирующую функцию, а обучающую. Инспекционная проверка должна стать аналогом аудита деятельности профучастника, а не налоговой проверкой со всеми вытекающими отсюда последствиями. Соблюдение членами СРО принятых стандартов определяется членством в организации. Штрафы должны быть как исключительная мера в строго оговоренных случаях, максимум – предупреждение с извещением общественности или сообщение о грубых нарушениях и сознательном уклонении от их исправления в ФКЦБ. Наконец, необходимо раскрытие методик и процедур инспекционных проверок членам ПАРТАД в целях улучшения внутреннего контроля в организациях профучастников.

  3. В сфере финансово-хозяйственной деятельности необходимо сделать информацию более прозрачной, улучшить контроль за деятельностью исполнительного органа, необходимо при составлении и утверждении бюджетов и отчетов за расходованием членских взносов переходить к финансированию функциональных направлений деятельности и проектов, а не бухгалтерских статей баланса.

  4. Необходимо продолжать развивать такие направления деятельности ПАРТАД как:

  • Участие в разработке законодательных проектов.

  • Оказание членам СРО помощи в разработке и внедрении новых технологий (в том числе электронный документооборот, взаимодействие регистраторов и депозитариев).

  • Развитие системы страховых и гарантийных фондов через ПАРТАД.

  • Проведение маркетинговых исследований рынка регистраторских и депозитарных услуг, экономическое обоснование стоимости услуг регистраторов и депозитариев, решение проблем снижения издержек и расширения доходной базы членов ПАРТАД.

  • Оперативное решение текущих вопросов, как-то проблемы передачи реестров и оплаты услуг регистратора Эмитентами, ведение реестров обанкротившихся предприятий.

  1. В деятельности СРО необходимо усилить развитие демократических начал:

  • Повышение роли членов Асссоциации в работе ПАРТАД, привлечение их к более активной работе, в том числе на региональном уровне, установление эффективной обратной связи.

  • Повышение роли Совета Директоров в выработке политики ПАРТАД, решении стратегических и текущих задач, в том числе больше внимания уделять решению перспективных вопросов, разработке концепции развития инфраструктуры рынка ценных бумаг.

  1. Необходимо наладить более эффективное взаимодействие с государственными органами власти: ФКЦБ, ЦБ, Гос.Думой, Правительством.

  2. Больше внимания нужно уделять взаимоотношениям между участниками СРО, своевременным разрешением конфликтов. Здесь необходимо решение следующих вопросов:

  • Снижение остроты конкуренции, противодействие недобросовестной конкуренции,

  • снятие тезиса о необходимости укрупнения,

  • проблемы объективности рейтинга.

  1. Необходим учет региональных интересов членов СРО – усиление деятельности региональных представительств, увеличение финансирования и штата сотрудников, обучение сотрудников представительств (приглашение их на обучающие семинары, на конференции членов ПАРТАД). Региональные представительства должны осуществлять функцию координатора деятельности региональных проф.участников.

Почему я сегодня баллотируюсь на пост Президента ПАРТАД?

  1. Я высоко оцениваю роль и значение ПАРТАД в развитии инфраструктуры РЦБ, вместе с тем вижу недостатки в ее деятельности, пути и способы сделать деятельность ПАРТАД более эффективной.

  2. Я имею опыт работы на рынке ценных бумаг и соответствующую квалификацию, и убеждена, что справлюсь с данной работой в случае оказания мне поддержки Советом директоров.

  3. Я хорошо знакома с проблемами региональных фондовых рынков и региональной учетной системы, и считаю, что выдвижение кандидата из региона будет способствовать более гармоничному развитию рынка ценных бумаг в рамках единого экономического пространства.

 
На главную
© Все права принадлежат АО «Сибирский реестр»
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru ИНФИ