На главную страницу

630087, г.Новосибирск,
проспект К. Маркса, 30, а/я 67
Адрес для направления корреспонденции:
630102, г. Новосибирск, а/я 26
тел.:(383)- 346-30-17
тел/факс:(383) - 315-36-47
E-mail: sibr@sibreg.ru
Website: www.sibreg.ru
Новости О компании Услуги Эмитенты Документы ЭДО Расчет собственных средств Публикации Обратная связь Обязательное раскрытие информации
На главную страницу Наши реквизиты Напишите нам Документы

Региональная политика ПАРТАД”

Казакова И.В.

Член Совета директоров ПАРТАД

генеральный директор ОАО “Межрегиональный специализированный финансово-промышленный регистратор “Сибирский Реестр”, г.Новосибирск

тезисы к докладу на III Всероссийской ежегодной конференции профессиональных участников фондового рынка “Региональный сегмент фондового рынка РФ: совершенствование корпоративных отношений”, Казань 1-2 июня 2001 (опубликовано в “Материалах конференции”)

Вопросы, как организовать инфраструктуру всего рынка, сейчас широко дискутируются профессиональным сообществом. Перспективы развития рынка ценных бумаг, тот путь, по которому это развитие пойдет, и, особенно, направление усилий, которые будут предприниматься регуляторами фондового рынка, интересуют всех профессиональных участников фондового рынка.

2 марта 2001 г. в г. Омске состоялось Межрегиональное совещание представителей инфраструктуры фондового рынка, на котором региональные участники рынка ценных бумаг Сибирского региона обсудили итоги и перспективы развития инфраструктуры фондового рынка. На совещании было принято “Обращение участников межрегионального совещания представителей инфраструктуры фондового рынка в государственные органы и общественные объединения” и “Итоги обсуждения перспектив развития инфраструктуры фондового рынка участниками межрегионального совещания”. Был принят за основу проект Концепции региональной политики ПАРТАД с предложением Совету директоров утвердить Концепцию с учетом поступивших от членов ПАРТАД замечаний и предложений. ПАРТАД опубликовал данные документы в Интернет. По итогам заочного обсуждения регистраторы Сибирского региона, Урала, Дальнего Востока высказали свою поддержку данных документов. Данные вопросы были рассмотрены также участниками регионального совещания представителей инфраструктуры фондового рынка в г.Саратове 23 марта 2001 г., по итогам которого было принято Обращение в Государственную Думу, ФКЦБ РФ, ПАРТАД.

Участники совещаний и заочного обсуждения отмечают, что за десятилетие развития рынка ценных бумаг создана жизнеспособная учетная система, которая на настоящий момент удовлетворяет текущим потребностям рынка. Вместе с тем, необходимы усилия ФКЦБ и профессионального сообщества, направленные на снижение рисков учета прав собственности на ценные бумаги.

Участники совещания констатируют, что существует опасность в использовании административных методов по укрупнению регистраторов, так как такие методы могут привести не к повышению надежности региональных участников учетной системы, а к разрушению региональной инфраструктуры фондового рынка.

Представители инфраструктуры подчеркивают важную роль региональной составляющей инфраструктуры рынка ценных бумаг, важность ее сохранения и развития. Для выведения акций региональных эмитентов на фондовый рынок, для повышения ликвидности акций, для привлечения инвестиций от региональных компаний и населения необходима полноценно развитая региональная инфраструктура рынка ценных бумаг. Концентрация различными путями реестров акционеров ключевых, наиболее прибыльных предприятий, у регистраторов крупнейших финансово-промышленных групп может привести к ряду негативных последствий. Для эффективной работы региональных фондовых рынков необходимо, чтобы в каждом регионе были сохранены действующие элементы учетной инфраструктуры рынка ценных бумаг.

Планы минимизации административными методами количества регистраторов на фондовом рынке приведут к тому, что в регионах обслуживание акционеров и эмитентов будет производиться исключительно через филиалы крупных регистраторов. Однако в настоящее время филиальная сеть регистраторов не относится к числу наиболее сильных мест учетной системы рынка ценных бумаг.

Перспективы развития регистраторской деятельности заключаются в развитии технологий, создании единой инфраструктуры фондового рынка, внедрении технологий удаленного доступа к реестру. Наряду с укреплением филиальных сетей крупных регистраторов, следует развивать трансфер-агентские сети регистраторов, обеспечивающие каждому акционеру в любом крупном и среднем городе быструю и надежную связь с любым реестром.

Ввиду слабости нормативного регулирования деятельности депозитариев, необходимо поднять требования ФКЦБ к их надежности, хотя бы до уровня требований к регистраторам, и тем самым обеспечить необходимое равенство в подходах к регулированию деятельности участников учетной системы.

Участники совещаний представителей региональной инфраструктуры фондового рынка считают необходимым создание благоприятного инвестиционного климата в России, обеспечение надежности защиты прав инвесторов, а также распространение принципов цивилизованного корпоративного управления и в целях решения указанных задач обращаются со следующими предложениями.

В Государственную Думу РФ: обеспечить скорейшее принятие поправок к закону “Об акционерных обществах”, включая требование передачи ведения реестров владельцев именных ценных бумаг специализированным регистраторам; рассмотреть в рамках государственной политики дебюрократизации экономики проект закона “О саморегулируемых организациях на финансовых рынках”.

В ФКЦБ РФ: при разработке Кодекса корпоративного управления позиционировать регистратора в качестве одного из основных элементов в системе реализации принципов корпоративного управления; привлечь экспертов и представителей членов ПАРТАД к подготовке нормативно-правовых актов ФКЦБ РФ, регулирующих деятельность регистраторов и депозитариев; в целях обеспечения условий для добросовестной конкуренции и недопущения монополизации рынка предпринять шаги по отмене всех форм административно-ведомственных аккредитаций профессиональных участников рынка ценных бумаг; обеспечить повышение надежности учетной системы на основе, в первую очередь, качественных, а не количественных требований, в том числе обязательность страхования профессиональной ответственности регистраторов и депозитариев.

В Межрегиональную ассоциацию “Сибирское соглашение”: разработать межрегиональную программу развития инфраструктуры фондового рынка: бирж, регистраторов, депозитариев; использовать свой авторитет для скорейшего рассмотрения Государственной Думой РФ вышеуказанных законопроектов; рассмотреть возможность создания благоприятных налоговых и иных финансовых условий для развития инфраструктуры фондового рынка на региональном уровне.

В ПАРТАД: ускорить разработку единых технологических стандартов деятельности регистраторов, включая разработку моделей организации взаимодействия регистраторов с их филиалами и трансфер-агентами; разработать и принять концепцию региональной политики ПАРТАД, которая обеспечила бы эффективное решение федеральных и региональных проблем развития учетной системы.

Концепция региональной политики была утверждена на заседании Совета Директоров ПАРТАД 17 апреля 2001 года. Концепция региональной политики ПАРТАД является составной частью общей концепции деятельности ПАРТАД, направленной на решение задач выработки и согласования с профессиональным сообществом участников фондового рынка основных направлений и принципов совершенствования инфраструктуры фондового рынка, внедрения технологических стандартов в деятельность учетных институтов. Региональная политика ПАРТАД направлена на поддержку и развитие региональных учетных институтов инкорпорированных в общероссийскую учетную систему.

Дальнейшее развитие общероссийского рынка ценных бумаг неизбежно предъявит более высокие требования к инфраструктуре, что делает актуальной на сегодняшний день задачу реформирования и совершенствования учетной системы российского рынка ценных бумаг. В соответствии с этим учетная система должна представлять собой сеть высокотехнологичных, финансово устойчивых учетных институтов, более менее равномерно распределенную по всей стране, так чтобы в каждом регионе обеспечить предоставление всего комплекса услуг по учету и перерегистрации прав собственности. Эти институты должны быть связаны между собой системой трансфер-агентских или междепозитарных отношений, так, чтобы акционер, инвестор или Эмитент могли иметь доступ ко всем реестрам в любом регионе страны.

В целях содействия гармоничному развитию единой инфраструктуры фондового рынка ПАРТАД необходимо особое внимание уделять развитию региональных учетных институтов. На сегодняшний день региональные фондовые рынки развиты намного слабее центральных. Развитие региональных фондовых рынков – одно из условий развития промышленности регионов, привлечения в региональную экономику отечественных и иностранных капиталов.

Региональная политика ПАРТАД воплощается в комплексе мер, направленных на укрепление роли региональных институтов фондового рынка, развитие его инфраструктуры, расширение деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в регионах; обеспечение устойчивости и стабильности работы региональных учетных институтов фондового рынка; снижение уровня концентрации рынка ценных бумаг в Москве, больший акцент на строительство и развитие региональной инфраструктуры рынков ценных бумаг; поддержание высокого уровня конкуренции среди инфраструктурных организаций, предотвращение монополизации всех сегментов рынка группой лидирующих участников.

Эти меры, в частности, заключаются в следующем.

  • ПАРТАД отстаивает интересы региональных учетных институтов в контексте повышения требований к их надежности. Позиция ПАРТАД состоит в том, что укрупнение регистраторов и депозитариев может осуществляться только на добровольной основе и с учетом региональной специфики учетной деятельности. ПАРТАД намерен отстаивать перед ФКЦБ РФ позицию региональных членов ПАРТАД о нецелесообразности повышения количественных требований к регистраторам по собственному капиталу, количеству и составу обслуживаемых ими эмитентов, по количеству счетов и т.п. ПАРТАД предполагает добиваться установления требований к собственному капиталу регистраторов в рублевом исчислении без привязки к курсу доллара или МРОТ, упрощения и формализации процедуры лицензирования регистраторов в соответствии с курсом на дебюрократизацию экономики.

  • В то же время, деятельность ПАРТАД направлена на создание условий для повышения финансовой устойчивости и ответственности регистраторов и депозитариев. В качестве мер для этого ПАРТАД способствует разработке и принятию нормативно-правовых актов, укрепляющих роль регистраторов как учетных институтов, расширяющих бизнес регистраторов - оказание консультационных, юридических, образовательных и других услуг для эмитентов ценных бумаг, оказание помощи эмитентам в совершенствовании системы корпоративного управления, в проведении корпоративных мероприятий. ПАРТАД способствует введению требования обязательности страхования профессиональной деятельности своих членов, развивает программы страхования рисков регистраторов и депозитариев, способствует созданию системы компенсационных и гарантийных фондов.

  • ПАРТАД активно участвует в разработке и принятии законодательно-нормативных актов, регулирующих профессиональную деятельность учетных институтов, в целях ликвидации правовых пробелов и обеспечении учетными институтами гарантий соблюдения прав акционеров и инвесторов. В процессе этой деятельности ПАРТАД аккумулирует опыт, накопленный учетными институтами, в том числе региональными, в процессе их профессиональной деятельности.

  • ПАРТАД разрабатывает и согласовывает процедуры взаимодействия регистраторов и депозитариев с правоохранительными, судебными, налоговыми и другими государственными органами, в том числе с региональными органами государственной власти.

  • ПАРТАД способствует развитию технологий деятельности учетных институтов в соответствии с международными требованиями к учетной системе, разрабатывает и внедряет единые стандарты деятельности, единые формы документооборота, единые требования к программному обеспечению. ПАРТАД оказывает активное содействие в повышении технологического и профессионального уровня учетных институтов и их филиалов, во внедрении передовых систем связи, внедрении технологий удаленного доступа, электронного документооборота в целях выполнения учетной системой рынка ценных бумаг услуг быстрой, надежной, технологичной перерегистрации прав собственности на ценные бумаги.

  • ПАРТАД проводит семинары по развитию технологий, обменом опытом, экспертные проверки членов ПАРТАД. В целях более полного и эффективного консультирования и оказания методической помощи региональным регистраторам ПАРТАД проводит регулярные выездные семинары и конференции в регионах.

  • ПАРТАД оказывает поддержку в развитии и повышении надежности трансфер-агентской сети регистраторов как важного фактора эффективности инфраструктуры фондового рынка.

  • ПАРТАД развивает деятельность региональных представительств ПАРТАД для более эффективного осуществления региональными представительствами функций содействия развитию инфраструктуры региональных рынков ценных бумаг, ПАРТАД обеспечивает представительства необходимым финансированием и штатом сотрудников, проводит обучение сотрудников представительства, регулярно включает сотрудников представительств в программы проведения семинаров и конференций, оказывает информационную поддержку.

  • ПАРТАД оказывает поддержку и защиту региональных регистраторов и депозитариев в органах государственной власти.

  • ПАРТАД устанавливает требования по внесению членских взносов и оплате дополнительных услуг, оказываемых ПАРТАД своим членам, с учетом возможностей региональных членов ПАРТАД.

  • ПАРТАД активно привлекает представителей региональных членов ПАРТАД к работе в органах управления ПАРТАД, к работе в комитетах и рабочих группах, вырабатывает механизмы их участия в деятельности ассоциации в контексте общей политики ПАРТАД. В том числе вырабатывает формы эффективного заочного обсуждения вопросов и принятия решений с учетом мнения большинства членов ПАРТАД.

ПАРТАД призывает своих членов объединить свои усилия для совершенствования инфраструктуры рынка ценных бумаг, поддерживает усилия всех инфраструктурных организаций, профессиональных участников фондового рынка, саморегулируемых организаций, федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, считает полезным использование опыта, накопленного в регионах, в деле развития общероссийского рынка ценных бумаг.

 
На главную
© Все права принадлежат АО «Сибирский реестр»
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru ИНФИ